Информация о специальных условиях для обучения
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованные учебные кабинеты | Учебные кабинеты, оснащены регулируемой мебелью, имеются одноместные парты, конторки, которые свободно передвигаются в разные точки кабинета в зависимости от потребностей и индивидуальных психологических особенностей обучающихся с ОВЗ. В учебных кабинетах первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотрены для обучающихся с недостатками зрения и дефектами слуха, для обучающихся, передвигающихся в кресло – коляске, выделен первый стол в ряду у дверного проёма. Для детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ организованы подходы к различному оборудованию и мебели по ширине не менее 0.9 м. При организации рабочего пространства и учебного места в классе учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти обучающихся с ОВЗ, выбор парты и партнера, обеспечивается возможность обучающемуся постоянно находиться в зоне внимания педагога. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса созданы специальные зоны. Кроме учебных зон предусмотрены места для отдыха и двигательной активности обучающихся на перемене и во второй половине дня. Для обучающихся с нарушением зрения в учебных кабинетах выделены контрастным цветом (дверь –ручка, стена – выключатели). |
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Практические занятия проводятся в кабинетах: технологии, химии, биологии, физики, информатики, лаборатории Науко-лаб. Все объекты доступны и приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: предусмотрены рабочие места для обучающихся с недостатками зрения и дефектами слуха, а для обучающихся, передвигающихся в кресло – коляске, выделен первый стол в ряду у дверного проёма. Для детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ организованы подходы к различному оборудованию и мебели по ширине не менее 0.9 м., имеется лифт. |
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Библиотека доступна и приспособлена для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Обучающимся с ослабленным зрением при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств. Библиотека укомплектована печатными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также имеет фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию адаптированной образовательной программы. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата организованы специальные компьютерные места с альтернативными устройствами ввода информации (увеличенная клавиатура, выносные компьютерные кнопки). |
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Спортивные залы и спортивные площадки образовательной организации соответствуют действующим санитарным нормам и гигиеническим нормативам. Все спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, удобства. В зависимости от степени ограниченности возможностей здоровья и в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы, психолого-медико- педагогической комиссии, занятия для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья включают соответствующие комплексы физических упражнений и определенные виды двигательной активности, по реализации которых методико-практические рекомендации обучающийся получает индивидуально. Для проведения занятий адаптивной физкультуры выделено помещение со свободной от предметов разминочно – игровой зоной, размеры которого достаточны для размещения группы детей, выполняющих комплексы упражнений, для организации подвижных игр. Для проведения занятий используется стандартный комплекс спортивного оборудования, обязательного для проведения физкультурных занятий в общеобразовательном учреждении. |
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | При проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Для слабовидящих: -обучающимся для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; -возможно также использование собственных увеличивающих устройств; -задания для выполнения, а также инструкции по выполнению оформляются увеличенным шрифтом. Для слабослышащих: -используются базовые учебники для сверстников с нормальным слухом, к которым с учётом особых образовательных потребностей применяются специальные приложения, дидактические материалы, рабочие тетради и пр. на бумажных и/или электронных носителях. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: -организованы специальные рабочие места с альтернативными устройствами ввода информации (увеличенная клавиатура, выносные компьютерные кнопки). |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации | В образовательной организации создано безбарьерное пространство для детей с ОВЗ: имеется пандус. Перед входными группами расположены указатели и имеется кнопка-вызова ассистента (помощника) из числа сотрудников образовательной организации, для предоставления услуг по оказанию инвалидам и лицам с ОВЗ необходимой технической помощи. Для инвалидов с нарушением зрения контрастным цветом выделены краевые ступени (проступь) лестниц (каждого марша лестниц). Предусмотрено использование контрастного сочетания цветов в применяемом оборудовании (дверь –ручка, стена – выключатели, средства визуальной информации). Для обеспечения доступности объекта для инвалидов с нарушениями слуха в фойе школы размещено электронное информационное табло «Бегущая строка»), визуальная информация (информационные таблички, указатели направления движения,). Для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата предусмотрены держатели для трости и костылей, преодоление подъёмов на этажи с помощью лифта. Для инвалидов на креслах-колясках на входной группе предусмотрен пандус. Таким образом, в соответствии с законодательством, инвалидам и лицам с ОВЗ образовательной организацией созданы условия для беспрепятственного входа в здания образовательной организации и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории школы (при необходимости с помощью сотрудника школы). Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по территории, предусмотрено ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней сглажены. В зданиях. Приказом руководителя учреждения от 23.03.2023 № 158 утверждена Инструкция о порядке оказания ситуационной помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам при посещении объекта школы. Определены ответственные лица за осуществление ситуационной помощи инвалидам и другим маломобильным граждан при посещении объектов учреждения. |
Специальные условия питания | Для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, организовано лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача. Индивидуальные меню разработаны специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача). |
Специальные условия охраны здоровья | В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учреждение создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья. Охрана здоровья обучающихся включает в себя: 1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; 2) организацию питания обучающихся; 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации; 7) профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; 8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; 11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи. Обучающимся предоставляются услуги тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь. |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | К информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям доступ предоставлен для каждого обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ. Доступ возможен из локальной сети школы со стационарных компьютеров, доступ с мобильных устройств с использованием точки wi-fi образовательной организации. В образовательном процессе для инвалидов и лиц с ОВЗ используются онлайн и офлайн дистанционные образовательные технологии, предусматривающие возможность приема-передачи информации в доступных для них формах. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Вопросы по отнесению Интернет-ресурсов в соответствующие группы, в том числе, доступ к которым предоставляется инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, регулируется техническими средствами и программным обеспечением контентной фильтрации (формирование «белого списка» Интернет-ресурсов) осуществляет Совет по вопросам регламентации доступа к информации в сети «Интернет» МАОУ гимназии № 4 г. Тюмени. Сайт образовательной организации имеет версию для слабовидящих. |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования | В образовательной организации обучающимся с ослабленным зрением для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на стационарных компьютерах установлены альтернативные устройства ввода информации (увеличенная клавиатура, выносные компьютерные кнопки) |
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат | Общежитие, интернат в учреждении отсутствуют |
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Общежитие, интернат в учреждении отсутствуют |